«Всяк найдет для себя в этих легендах и преданиях духовную пищу;
всякий, прочитав их, проникнется еще большей любовью к родному краю, к своему народу"
(Сборник народного творчества, составленный В. А. Чабаненко).
Легенды и мифы о казачьих кладах
В Запорожской Сечи скапливалось немало сокровищ и ценностей, оружия и денег. Это была, в основном, добыча, отбитая у турок и татар. И тому имеется множество свидетельств. Что-то казаки добывали в бою сами, что-то перепадало от дележа общей добычи. Часть богатств шла на формирование «Войсковой Скарбницы» — казны войска Запорожского. Остальное делилась «товариществом».
Банков с депозитными сейфами и ячейками поблизости, естественно, не было. А, уходя в очередной поход, все свои ценности с собой не потащишь. Надежнее всего их было спрятать. И прятали.
В 1630–1640-х годах в Украине пребывал французский военный инженер Боплан, находившийся на польской службе. Он писал, что «каждый казак имеет на островах свой тайный уголок». Возвратясь с победой над турками, «они делят в Скарбнице добычу и все, что ни получат, скрывают под водой, исключая вещи, повреждаемые оною».
По свидетельству Боплана, казаки «скрывают под водой не только пушки, отбиваемые у турков, но и деньги, которые берут только в случае необходимости». Если казак возвращался из очередного похода, то брал спрятанное назад. А если погибал в бою — клад так и оставался в земле.
В 1775 году Запорожская Сечь была ликвидирована, и казаков насильно переселили на Кубань. Покидая Хортицу, многие казаки считали это временным явлением. У многих казаков «була така думка, шо як помрет «Потемка» (то есть князь Потемкин-Таврический), то воны вернутся назад».
Уходя, многие запорожцы «ничого не бралы с собою, а ховалы добро: хто в землю, хто в скелю, а инчи в Днипро». Тогда же, по преданию, где-то на Хортице или в ее окрестностях была спрятана «Войсковая Скарбница» запорожцев. Хотя есть версии, что ее вывезли.
Легенды и мифы о зарытых кладах передаются из уст в уста. Устные завещания и приметы зарытых сокровищ под большим секретом предаются от поколения к поколению. Еще в конце XIX века были живы многочисленные свидетели, которые помнили от своих родителей приметы запорожских кладов. Вот некоторые записи рассказов древних дедов.
«На Хортивском острови, в Высчей Голови, був камень в рост чоловика, весь до низу попысаный. Теперь его або нема, або мхом порос — не пизнаешь. Пид тым камнем есть запорожский клад. Цей камень бачив я лит двадцять назад, як чабанував».
«Нызче головы острова Хортивского, над Старым Днипром, есть урочище Лазни. Там, поверх скели, клад. Прымита така: лежыт камень, а на ему слова: «Есть и како, хто визьме — буде кай». Годив трыдцять тому назад слова булы замитни, а теперь камень зарис мохом».
Хорошо известно кладоискателям урочище Сагайдачное. В нем где-то «пид каминнямы», «допропасты» зарыто казацких «грошей», но «не всякому воны судылысь». И здесь, действительно, находили золотые и серебряные монеты и изделия: и случайно и целенаправленно.
Возле Совутиной скалы в 1900-х годах был случайно найден массивный золотой крест с рельефным изображением распятия. О находках знали, но помалкивали: как признался на склоне лет один 69-летний кладоискатель, «на свому віку я найшов п'ять золотих, та нікому і не сказав». Деньги и находки потихоньку сбывали шинкарям.
Говорят, что особенно изобиловал запорожскими кладами Великий Луг. В многочисленных балках и «могылах» Великого Луга, практически, ежегодно находили выносимые вешними водами «старынни мидни и срибни гроши». Одна из речек Великого Луга, впадающая в Днепр, даже носила название Скарбной (то есть «Кладовой» — от украинского «скарб» — «клад, сокровище»).
Легенда говорит, что возле ее устья, «биля Скарбной, де стара Сичь, есть стрилыця, а в тий стрилыци схована вся запорозька казна».То, что река Скарбная была освоена запорожцами, подтверждается реальными находками — еще в прошлом веке в устье реки были найдены две затопленные запорожские «чайки».
Ходят легенды и о близлежащих островах и островках. Так, есть популярная «балачка», что на Стрелецком острове, незадолго до ликвидации Сечи, были «закопаны гроши» — золото, серебро и оружие. Через несколько десятилетий сюда, на остров, явился какой-то «дид», который знал приметы клада: «На тим боци супротив остривка стояв дуб; на дубови була товста гилка, котра показувала на остривок, де сховано клад».
До сих пор ведутся археологические исследования Хортицы. Изучается также и дно Днепра в окрестностях острова. В 1995 году во время подводных археологических работ у острова Канцеровского была найдена сабля XVI – начала XVII века, изготовленная на Кавказе или в Передней Азии (возможно, в Иране). Однако большая часть Хортицы до сих пор остается неисследованной. Работы здесь хватит еще многим поколениям.
Камень, исполняющий женские мечты
Есть на острове камыш, приносящий счастье, русалочий камень, камень жреца, камень любви. Но сегодня наш маршрут к необычному камню, который исполняет все женские желания. Во всяком случае, так считают современные девушки на выданье.
Точная дата события не известна. Но произошло это давным-давно, когда хозяевами нашего края были запорожские казаки. А случилось вот что. Жила себе в Припорожье девушка-красавица. Славная, веселая, хохотушка, рукодельница. Семья была зажиточная, вот и дочь свою решили выдать замуж за богатого купца, что товары свои дивные на Сечь возил. Был он и богат, и красив, и умен, только вот не люб хохотушке. Может другая бы и смирилась, послушалась старших. Но Маланка - а так звали девушку - не такая была. Красавица другого любила. Казака молодого бедового, что в то время на Сечи учебу-службу проходил. Пообещал побыстрее науки освоить и вернуться за любимой, увести Маланку за пороги, где на дальнем хуторе зимовнике не знала б она горя, ни беды, королевой была.
А родители настаивали на своем. Не правы были. «Если любишь нас - покоришься», - говорили мать с отцом. Вот Маланка с горя вскочила в лодку и на Днепр-Славутич, навстречу к суженому поплыла. Ветер поднялся, буря... и понесло ее лодку прямо на пороги, что грозно виднелись вдали. «Пусть будет, что будет», - сказала девушка, закрыла глаза... Прошло время и пришла Маланка в чувства. Видит, что лежит она на скалистом острове, а рядом ревут грозные пороги, а вокруг красота, не передать словами. Стала она просить: «Господи! Прости мой грех! Если не можешь сделать меня счастливой, преврати меня лучше в камень!»
Так на Савутиной скале появился необычный камень, который со временем стал исполнять все женские желания, даже самые заветные, казалось такие, которые никогда не сбудутся. Для этого нужно было прийти к нему на рассвете, обнять, погладить, поговорить. А уходя, шепнуть заветное желание. Просить не только можно, но даже нужно — уходит гордыня, которая мешает жить и любить.
С тех пор девушки на выданье со всех сторон на остров стали приезжать, камню поклониться, поговорить и желание свое озвучить.
Верить или нет - вам решать. Но не раз мои подруги к тому камню приходили... И все у них получалось. Даже из Крыма и из Москвы приезжали, уж такие заветные-презаветные были мечты. И все случалось так, как надо.
Вот такой камень есть на славном острове.
Легенда о каменной бабе
Ехал как-то чумак степью, остановился он возле могилы отдохнуть. Распряг он своих волов и отпустил их пастись. А сам тем временем взобрался на холм. Оглянулся вокруг - дыхание у него перехватило. Распростерлась степь - не видно конца и края. Только волнами играет высокая, густая трава. И дрожит, переливаясь красками небосвод.
Сколько не пытайся напрячь зрения, никого не видать в безлюдной степи. От этого стало тоскливо и тревожно на душе чумака. Отстал он от товарищей, а одному небезопасно оставаться. Тут и татары шастают, и разбойники промышляют. Но отсюда, с возвышенности будет видно, если появится на горизонте всадник. Успокоившись, прилег далекий путник на высокой могиле.
А на каменную бабу, которая стояла рядом, и внимания не обратил. Немало их в таврийских степях. Путник начал уже дремать, как вдруг услышал голос возле себя, совсем рядом. Он вздрогнул от неожиданности, и подумал, что если разбойников немного, можно попробовать им дать отпор. Притворился, что он спит, а сам тем временем потянулся за острой косой, что лежала рядом. Лежит, ждет, что будет дальше. Даже глаза немного приоткрыл, подглядывает.
Много чудес, доводилось видеть чумаку по дороге, но такого он ещё не встречал. Смотрит, подходит к каменной бабе, гость с соседней могилы. Только этот каменный гость, не похож на "бабу". Это был воин, в полном оснащении, с мечем-акинаком, в панцире, с привязанным к поясу рогом. Весь он представлял собой отвагу и храбрость. С какими намереньями он здесь оказался? Тем временем, зашевелились длинные усы воина. Он заговорил со своей соседкой:
- Кто ты такая? Как тебя звать?
- Безымянные мы…
- Ты что смеяться надо мной вздумала? Не выкручивайся, а отвечай, что у тебя спрашивают!
- Многое обо мне говорят. Одни, приписывают меня сарматам или гунам, другие монголам или скифам. Некоторые считают, что оставили нас финны или болгары. Другие - вроде бы нас установили половцы и печенеги. Споров вокруг нас много, а позаботиться о нас некому….
- Ты чего слезу пустила. Мы народ каменный, должны быть твердыми и непреступными, смело двигаться вперед.
- Но, я же женщина…, - пробовала оправдаться хозяйка могилы.- Сейчас мы с тобой равны. Между каменными нет разницы.
С такого совсем не нежного разговора началось знакомство. Женщина, наверное, даже каменная не забывает о том, что она женщина. Только зашевелилась, сразу начала прихорашиваться, кокетливо кивать головой. Каменная баба была красива собой. И одета нарядно. Её украшали серьги, бусы и браслеты. С боку у неё была сумочка для всяких мелочей. Всё это было конечно каменное.
Чем-то привлекла она внимание война. Держалась она независимо, не побоялась даже сделать замечание: " Какой ты неотесанный! Как будто в темном лесе вырос!". И как не старался воин с ней быть построже, а сам стал немного мягче.
Хозяйка кургана поведала, что здесь стоит она уже давно - уже и не помнит с каких времен. Было у неё немало сестер и родственников. А сейчас она не знает, что с ними. Слышала, что где-то в Сибири, за Уральскими горами, есть очень дальняя и богатая родственница - золотая баба.
Очень красивая женщина! Еще не известно, золотая ли она, а от поклонников отбоя нет. Идут за тридевять земель на свидание с ней. А она и оком на себя посмотреть не разрешает. Ведет себя как царица. Особо нахальные искатели приключений, даже дороги от неё назад не нашли. И скромные монахи не смогли с ней встретиться. Может кому- то из смельчаков всё-таки повезло. Ведь недаром говорят, что женщины любят смелых.
Рассказ произвел впечатление на гостя. Он так на неё засмотрелся, что даже забыл, зачем пришёл.
- Разбежались наши братья и сестры кто куда. И раньше мы не очень любили встречаться - больше одиночество нам по душе. Наедине есть время на раздумья, и насладиться красотой степи можно. А люди нас на свой лад хотят собрать в удушливые помещения, поставить в шеренги, как солдат. Мы же привыкли к раздолью, к ветрам свободолюбивым. Не нужно нас сгонят насильно на собранья, как народ дикий. Мы охраняем тишину. Она необходима похороненным предкам. Да и живым она не помещает.
Слушал страж свою новую знакомую, как очарованный. Был он приятно удивлен. Не только внешне она ему понравилась, но и речами своими увлекла. Среди женщин он давно не встречал таких. Самостоятельная, смелая она в своих убеждениях. Тем временем каменная баба продолжала:
- Прячут нас люди в каменные мешки, под музейные крыши. Свозят в кучу, как будто от этого нам должно быть веселее. А от этого только тоскливее. Видел ли кто-нибудь, чтоб мы улыбались? Разучились уже. Да и небезопасно это. Есть люди, которые не терпят улыбок. "Чего зубы скалишь? Над кем смеешься?" Принимают на свой счет и бьют. Правда, бьют и без этого. А так быть может, глянут на грусть и пройдут мимо.
- Пустые надежды, - не выдержал воин. - Защищать себя нужно, а не сочувствия искать. Может оружие тебе дать? Я не могу остаться с тобой.
Хозяйка кургана покачала головой.
- Я женщина что-нибудь придумаю. Как-то приходили сюда парни. И макогоном начали мерить свою силу на мне. Но когда ударил один из них, кремень откололся и попал ему в лоб. Другие сразу умнее стали.
Намолчалась она в одиночестве и сейчас не могла остановиться. Рассказывала, в каких местах побывала. Возили её по степи, объявили святой. Называли колдуньей. Если кто-то исцелялся от болезни, приписывали ей целебную силу. Ставили её и верстовым столбом, и в простой ограде приходилось стоять. В конце концов, оказалась она в степи: умер здесь один путешественник, а её оставили могилу охранять. Как не хотелось пошевелиться чумаку, он сдерживал себя, сдерживал дыхание и ждал, что будет дальше. Воин как будто испугался своих чувств, опомнился.
- Откуда твоё племя род ведет?
Каменная баба долго молчала, как будто что-то вспоминая. Мало, кто помнит прошлое. Случилось так, что пропало солнце. Неожиданно потемнело всё вокруг. Тяжелое горе свалилось на людей. В темноте жили они в пещерах. Не хотелось им быть в вечном мраке, искали они выход. По соседству жило племя, которое устраивал мрак. Были это разбойники и убийцы. Все свои злодеяния оправдывали они заветом своего идола. И поклонялись ему, как солнцу. Будто и свет не нужен им. Им светит и согревает их исполин. Но просветлело небо, появились сквозь тучи лучи, выглянуло солнце. Все живое потянулось к теплу и свету. Пришло возрождение. Но недовольными остались эти злодеи. И вышли они на холм и начали плевать в солнце. Может, хотели этим погасить его.… А светило даже не рассердилось, плыло себе спокойно по небосводу. Только пригревать стало сильнее. Так эти чудовища и засохли, а некоторые закаменели… "Так, что среди нас, как и среди людей, есть такие у которых не только каменное сердце, но и голова…"
Проснулся чумак. Действительно каменная баба на месте, но возле неё нет война. Почесал затылок он, вздохнул и решил, что будет, про что на ярмарке рассказать.
Казацкие забавы
«Лава на лаву» является традиционной забавой казаков.Существует казачье пословица «Тот не казак, что в лавке не стоял».
Казаки становились в бой стенка на стенку по большим праздникам - на Рождество, на Крещение, на Масленицу, на Пасху, на Покров подобное.
Считалось на тех казаков лава которых выиграла на праздник будет Господне Благословение, поэтому казаки всегда охотно становились в ряды.
У каждого в лаве было свое место, например правый с левого края, которое передавалось от деда к отцу, и сыну, внуку. Вот откуда происходит оскорбительна для не знающих народная поговорка «знать свое место». В казачьих родах с гордостью когда хотели похвастаться говорили: «Мы свое место знаем!». Это означало, что этот род знал, что надо делать и как действовать в бою. Вот откуда истоки самоорганизации казачества в бою.
Традиция бою стенка на стенку передавалась в казачьих родах - отец или дед учили молодого казака не только групповым способам ведения боя, но и индивидуальным. Существовали и специальные родовые техники, которые с большой тайной передавались только среди родственников и запрещалось обучать представителей чужих родов. Этот запрет снималась во время войны. Считалось, что боевой побратим, побывавший с тобой в реальном бою, есть казаку за родного брата. Вот откуда происходит выражение «казацкий род», «казацкому роду нет переводу».
В Украине говорили: "Запорожский казак мажет обмануть самого черта". В главной борьбе своей жизни - против "нехристей", разоривших города и села, - они использовали не только боевое оружие, но и тайные знания. Тех, которые ими владели, называли "характерниками".
Чубатые гипнотизеры
Характерник - это казак, обладающий паранормальными способностями: телепатией, ясновидением, гипнотическим воздействием. Существует немало легенд о том, что эти люди обладали к тому же способностями к путешествиям по потустороннему миру. Часто характерники были атаманами. Возможно, боевые успехи и сила украинского казачества связаны именно с тем, что зачастую командовали ими практически непобедимые воины. Казаков-магов называли также "гапдовниками" (от украинского "галдовать" - "колдовать") и "заморочниками", потому что они умели напускать на людей "морок" (туман и сон, галлюцинации). По преданию, казаков-характерников готовили с младенческого возраста. По-видимому, опытные воины-маги могли с пеленок различать юное дарование. Мальчик на долгие годы становился "декурой" (служкой) такого мага, передававшего ему знания, которые, в свою очередь, сам когда-то получил от учителя.
Характерникам приписывались самые разные умения. По легендам, они могли разгонять облака и вызывать грозу, выходить сухими из воды и мокрыми из пламени, в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой. А еще им по силам было заговаривать раны и даже ставить на ноги мертвецов. И уж, само собой, они умели "отводить глаза". Считалось также, что характерники способны обращаться в волков. В дохристианские времена бога-громовержца Перуна представляли в сопровождении двух волков, или хортов, как их называли. Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана Сирко, одного из самых известных воинов-магов. Недаром слово "cipra" (укр.) - один из эпитетов волка.
Многие противники считали запорожцев практически непобедимыми. Их не брала пуля и не рубила сабля. Так, Мартин Вельский, описывая в своей "Хронике" битву казаков под Яссами в 1557 году, упоминает, что среди запорожцев был воин, заговаривающий ружейные пули. А турецкий военачальник Гусейн-Дели, когда вынужден был в 1641 году отступить после четырехмесячной осады Азова, в отчаянии рапортовал султану: "У нас чудовищные потери. Мы завоевали целые царства, а теперь несем позор от незначащей горсти запорожских казаков. Они не люди. Они шайтаны, принявшие человеческий облик. По словам янычар, они останавливают пули, ловят полами кафтанов ядра, растворяются в воздухе и неожиданно бьют из-за спины".
В рассказах о запорожцах часто упоминаются случаи, когда казацкий отряд, встретившись с превосходящими силами противника, почти мгновенно "прятался" на абсолютно голом месте. Для этого казаки быстро втыкали колья вокруг своего отряда, чтобы получилась изгородь. Что происходило дальше, знал только атаман, а эффект наблюдали те, кто только что видел перед собой отряд казаков, и вдруг оказываюсь, что перед ними никого нет. Характерники внушали врагам, что перед ними обыкновенная роща. И "замороченные" враги просто проезжали мимо. Но иногда им везло гораздо меньше: с помощью магических заклинаний казаки могли заставить врагов перерезать друг другу глотки! Правда, способны на это были лишь единицы, и сами казаки порой опасались их не меньше, чем врагов.
Прицельную стрельбу запорожцев отмечали многие иностранцы. Так, один из них уверял, что лично видел, как воины гасят выстрелами свечки, снимая с них нагар, "будто щипцами". Породила легенды и искусность запорожцев в морских походах. Многие свидетели отмечали оригинальность подводных маневров казаков. С маленькой камышинкой сечевики могли пребывать под водой очень длительное время. Используемые для маскировки бочки и даже лодки породили слухи о том, что именно казаки изобрели подводную лодку.
Характерники были наставниками не только своих служек, но и всех проявивших способности казаков, если тем удавалось пройти испытания. Проводились они в "столице" запорожского казачества - на острове Хортица, в ущелье Сечевые ворота. Кандидатам приходилось несладко. Например, требовалось переплыть в челноке все многочисленные преграды возле Хортицы. Или же пройти с завязанными глазами по жерди, укрепленной между вершинами двух скал. Оступившийся (внизу его ловили казаки) мог снова попытать счастья через год. Искусство ведения боя, которому обучали новичков, ныне именуют казачьим спасом, или боевым гопаком. Основой этой науки были заговоры, молитвы и секретные приемы. Перед каждым боем казаки произносили очень краткую молитву: "Крепи!" У каждого воина-мага на себе всегда были бумажки с индивидуально подобранными под характер и даже внешность заговорами.
Самым страшным своим врагом характерники считали отнюдь не татар и не турок, а женщин. Поговорка "потерял голову от любви" для запорожцев, случалось, имела буквальный смысл. Считалось, что женщина забирает у воина его силу. Тот, сраженный чувством к женщине, якобы терял бдительность и магическую энергию, которая так необходима в бою. Поэтому, вступая в ряды сечевиков, запорожцы символически венчались с "единственной невестой и женой казака" - свободой. Посмевший провести на Сечь женщину рисковал потерять голову в прямом смысле этого слова. Впрочем, это не мешало казакам иметь подруг и семьи в приднепровских селах. Сирко - реальный и легендарный
Характерниками считались многие казацкие гетманы, кошевые атаманы и полковники: Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Пидкова, Самойло Кошка, Иван Богун, Северин Наливайко, Максим Кривонос. Поговаривают, что им достаточно было заглянуть в особое зеркало - "верцадло", чтобы узнать о всем происходящем в стане врага. Но самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко, живший в XVII веке. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко побеждал не только людей, но и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней атаман убил черта: тот только "мликнул" (мелькнул) ногами, когда воин выстрелил в него из пистоля.
Характерники, занимаясь своим ремеслом, пусть и на пользу людям, понимали, что сильно грешат. Творимое ими чародейство было запрещено церковью. И поэтому на исходе жизни многие из них отправлялись в монастырь. Конечно, в первую попавшуюся обитель их не пустили бы. Но существовало несколько казацких монастырей (самый известный из них – Межигорский) которые были подстроены за деньги сечевиков и находились под их шефством. Туда и уходили характерники замаливать грехи. А напоследок всю дорогу до монастыря гуляли, пили, плясали, угощая всех подряд горилкой...