Уникальная нация
«Разбойники»,- вопила польская шляхта; «славное Запорожье», - говорили крестьяне про Сечь, где искали спасення от тяжелого гнета; «гнездо своевольства»,- писала Екатиерина II в манифесте о ликвидации Запорожской Сечи. А народ в своих думах, песнях, легендах воспел их как «святых рыцарей, защитников Отечества».В 1304 году впервые появляется известие о вольных казаках в Запорожье и их атамане Критики.В этих разбойничьих ватажках в ту пору явно преобладал тюркский, а не славянский элемент.
Первое письменное упоминание об украинских казаках датируется 1489-1492 годами, когда они разбили татарский корабль под Тягиней (Бендерами). Изначально казаками становились крестьяне, бежавшие от крепостного права. Позже к ним присоединилась мелкая шляхта, мещане и даже лишенные сана священники. Это были люди разных национальностей: поляки, русские, молдаване, татары, но большинство составляли украинцы.Столицей казаков, местом, куда они обращались своим сердцем и помыслами, где находился цвет казачества, была Запорожская Сечь (первая Сечь возникла на о. Малая Хортица, основанная Дмитрием Вишневецким (Байдой) в 1552-1554 гг.). Запорожская Сечь представляла собой своеобразную казачью республику и немного напоминала рыцарский монашеский орден, включавший в разное время от 40 до 50 тыс. человек. Все казаки имели равные права и участвовали в радах, где обычно побеждала та сторона, которая громе кричала (т.е. большинство). На таких радах выбирали казацких предводителей – гетманов, атаманов, писаря, есаулов, обозного и судью.
На Запорожскую Сечь мог попасть каждый желающий, но при выполнении следующих условий (По версии Д. И. Яворницкого):
он должен был быть вольным и неженатым (определение «вольный» подразумевало, что прибывший мог быть дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком);
должен был хорошо говорить малорусской (украинской) речью (если прибывший был не украинцем, он должен был забыть свой родной язык и разговаривать по-украински);
должен был присягнуть на верность русскому царю (поклявшись в церкви, что будет верно и до конца жизни служить государю);
должен был исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы (если пришедший был католиком или лютеранином, то должен был принять православие, если — иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру);
должен был пройти полное обучение по прибытию в Сечь — изучить войсковые порядки, выучиться «сечевому рыцарству», и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет).
Вновь принятым казакам давались новые фамилии на казацкий манер: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-пиво, Не-пий-вода и т. д.
По своему составу Сечь в основном состояла из «малороссийских черкас» (впоследствии их стали называть малороссийскими казаками). Но кроме этого, туда приходили поляки, литовцы, татары, турки, армяне и люди прочих национальностей.
военные звания, иерархии:
асаул
толмачбунчук
чуб
чубан и т. п.
некоторые обычаи и одежда:
бритьё голов
ношение :шаровар
широких цветных поясов,
сафьяновых с острыми носками сапог
высоких остроконечных шапок
суконных, восточного покроя, кафтанов
пища:
брынза (овечий сыр)
пострама (вяленое мясо)
уза (род кислого молока)
Уже в конце ХVI века Войско Запорожское завоевало своими походами громкую славу не только в Украине, но и по всей Европе (самого большого размаха казацкие походы приобрели в 1600-1620гг.). В первой половине ХVII века запорожское казачество поднялось до уровня лучших европейских армий, а своей активной наступательной тактикой ведения боя намного превышало их. Запорожскую пехоту справедливо считали самой боеспособной в Европе. Есть исторические сведения, что запорожцы использовали в походах против Турции подводные лодки намного раньше, чем это было в Западной Европе.
На Запорожье образовалась железная военная дисциплина. Предательство казачества, Отчизны считалось самым тяжелым преступлением. Сечь становится местом формирования военных талантов, оттачивания стальных характеров, местом, где зажигаются патриотизмом сердца. С конца ХVI века Запорожская Сечь превращается в политический центр украинского народа. Сечь дала выдающихся полководцев, мудрых государственных деятелей, предводителей народных восстаний: Северин Наливайко, Тарас Трясило, Павло Павлюк, Иван Сулима, Дмитро Гуня, Петро Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, Иван Сирко, Максим Зализняк, Семен Палий.
На вооружении у запорожских казаков были пушки гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы.
Войско разделялось на три рода войск - пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10000 - 12000 человек, из них пехота составляла около 6000 человек. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.
Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, т.е., четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялись цепями.
Сухопутные и морские походы запорожцев
Походы на суше главным образом предпринимались против поляков, татар, турок и московитов. Главной задачей сухопутного похода было внезапное нападение на врага. Поэтому впереди войска шли разведчики. В сухопутных походах всегда конница преобладала над пехотой. Сухопутные походы начинались весной. Для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен и потом стреляли из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки.
Таким же характером отличались и морские походы. Походы по рекам и морям почти всегда предпринимались против татар и турок. Разница состояла лишь в том, что запорожцы выступали в поход на так называемых чайках - больших лодках. Лодки были двоякого рода - речные и морские. В одну лодку садилось от 50 до 70 казаков, каждый из которых имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и спускались к Черному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводило ужас на жителей приморских областей Турции. Высаживаясь на берег, запорожцы уничтожали турок, забирали все ценное имущество, оружие, денежные средства и с добычей возвращались на Сечь.
Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным начальствующим лицом на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т.д.
Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Русским, Польским, Крымским, Турецким и т.д. Имел официальный титул "Его вельможность господин кошевой атаман". Символ власти кошевого атамана - булава. В тоже время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.
Запорожские казаки называли себя защитниками веры, рыцарским братством, борцами за народное благо. Главную свою задачу они видели не только в борьбе с «нехристями», но и со шляхтой. На Запорожье приходили жалобы на притеснения со стороны панов и ростовщиков. В таких случаях для расправы направлялись казацкие отряды.
Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание — смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи, был быстрым и доступным. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались — убийство казаком казака, побои казаку в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и «содомский грех», опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж (православного) населения. Наказаниями было: приковывание цепями к деревянному столбу на площади или к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями.
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо.
По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Особенно жестокие и суровые наказания были в Запорожской Сечи. Из преступлений самым великими считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденой вещи, связь с женщиной и содомской грех. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал обет безбрачия. Казнь полагалась и просто за привод женщины в Сечь, будь даже это мать или сестра казака. Одинаково с этим каралась и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали «лыцари», подобное деяние к обесславлению всего войска Запорожского простирается. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дерзость против начальства.Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями и только в последнее время в Сечи за это полагалась ссылка в Сибирь. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного.
Многогранной была духовная жизнь казаков. На территории Запорожья действовали общеобразовательные школы и школы пения. Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали по-украински не только грамотно, но и стилистически правильно. Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что «они святое письмо читают и темных людей добру научают».Среди запорожцев были выпускники Киево-Могилянской академии и даже западноевропейских университетов, талантливые певцы и музыканты, поэты и танцоры. «Гопак», «Метелица» и др. танцы родились на Запорожье. Созданные казаками думы и песни и сегодня вызывают восхищение. Народная картина «Казак Мамай» несколько столетий висела почти в каждой хате.
Запорожские казаки были глубоко верующими людьми, они придерживались христианской православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков. Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят что-то от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть свои нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие. Француз Боплан писал о казаках: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг другу, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками. Однако во время похода объявлялся «сухой закон», отважившегося напиться немедленно казнили. Но и в мирное время быть с водкой запанибрата могли только рядовые казаки, для «начальных людей», кто по существу руководит казачеством, пьянство считалось серьезным недостатком. Среди атаманов всех уровней пьяниц не было, да и быть не могло, ибо им тут же было бы отказано в доверии. Были, конечно, в среде казачества, как и в каждом народе, люди с темным прошлом – разные убийцы, преступники, проходимцы, но никакого влияния они оказывать не могли, им приходилось либо в корне меняться, либо принимать лютую казнь. Всему миру было известно, что законы у казаков, особенно у запорожцев, чрезвычайно строги и расправа быстра.
Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча и грабеж во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. По обычаям лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли «дымовые», то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя.
После объединения Украины с Россией запорожское казачество осталось
Роль казачества в общественно-политической жизни Украины была столь велика, связи с народом были такими крепкими, что в документах ХVII-XVIII столетий всех украинцев даже называли «нацией казаков».
Легендарный атаман
Восемь раз Запорожская Сечь избирала Ивана Дмитриевича Сирка кошевым атаманом. За все время существования Сечи никакой кошевой атаман не заслужил такой любви и почета среди сечевого общества. Украина – Левобережная, Правобережная, Слобожанщина – в 70-те годы ХVІІ ст. не знала человека, который бы мог сравниться популярностью с Иваном Сирком. Общее признание и безграничную признательность современников приобрела тогда возглавляемая Иваном Сирком героическая борьба казачества против турецко-татарских орд. Талантливый полководец жил на Сечи в шалаше, ел вместе с казаками с одного котла, носил простую одежду. Историки считали, что своими спартанскими привычками напоминал кошевой киевского князя Святослава. Два с половиной десятилетия Сирко защищал родную землю от ханских орд и никогда не знал поражения.
Еще при жизни Ивана Сирка о нем ходили легенды, о его подвигах слагали думы и песни.
Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко вызывают у историков споры. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим, был родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана было необычным - мальчик появился на свет с зубами, чем сильно напугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что сын "зубами будет грызть врагов". Однако это мало успокоило селян, считавших, что дитя с рождения отмечено дьяволом. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто фантастическими.
Учитывая, что казаки Слободской Украины вели постоянную борьбу с татарскими набегами, И.Сирко рано освоил военные навыки и казацкую науку побеждать. Дальнейшее совершенствование его военного искусства проходило в Запорожской Сечи, где он вошел в состав казацкой элиты – стал казаком-характерником. Д.И.Яворницкий отмечает, что характерников не брали ни огонь, ни вода, ни сабля, ни пуля, кроме серебряной. Современные специалисты указывают, что характерниками становились, как правило, «люди с уникальными экстрасенсорными способностями, расположенными к гипнозу, ясновидению, телекинезу и телепатии. Они обладали тайными воинскими знаниями, владели уникальными системами психофизической подготовки воинов.»
Таким воином, казаком-характерником и стал Иван Сирко.
В 1646 г. его имя впервые упоминается в документах, как одного из руководителей запорожских казаков, воевавших во Франции, в армии короля Людовика XIV, под крепостью Дюнкерк.
И.Сирко принял активное участие в войне 1648-1657 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. В 1654 г. он ушел из Украины на Запорожскую Сечь в связи с неприятием ряда условий Переяславского соглашения. В 1658 г. – был избран винницким полковником, и по некоторым сведениям, в 1659 г. впервые был избран кошевым атаманом Запорожской Сечи.
В 1659 г. он выступил против политики гетмана И.Выговского, считая ее предательской по отношению к Украине. Организовал поход запорожцев на турецкий город Аккерман, что привело к краху украинско-татарско-польскую коалицию.
С этого момента Иван Сирко стал ключевой фигурой в украинском политикуме: от его поддержки или отказа в поддержке стали зависеть избрание или отстранение от власти почти всех гетманов Правобережной и Левобережной Украины. В 1659 г. он настоял на избрании гетманом Украины Юрия Хмельницкого, но уже через год, после подписания Ю.Хмельницким Слободищенского трактата, выступил против него и добился его смещения.
В начале 1660 г. И.Сирко возвращается на Запорожскую Сечь и принимает активное участие в походах запорожцев против крымских татар, которые со страхом стали называть его «шайтаном», а татарские матери на протяжении двадцати последующих лет стали пугать его именем своих детей.
В 1663 г. его вновь избирают кошевым атаманом Запорожской Сечи. Всего его избирали на эту должность 8 раз, и он был кошевым атаманом запорожцев на протяжении пятнадцати лет.
В октябре и декабре 1663 г. И.Сирко организовывает два больших похода на Перекоп, громит татарские орды и улусы, освобождает много пленных. В январе 1664 г. он развертывает активные военные действия против правобережного гетмана П.Тетери и польских войск под командованием С.Чернецкого. Нанес жестокое поражение последнему в связи с его варварским поступком: С.Чернецкий захватил хутор Субботов, раскопал могилы Богдана Хмельницкого и его сына Тимоша, кости сжег, а пепел развеял по ветру.
Из-за возникших противоречий с новым гетманом И.Брюховецким, вынужден вернуться на родину – в Слобожанщину. В 1665 г. был избран харьковским полковником. Основал слободу Артемовку и хутор Сиркивку (теперь они находятся в черте г. Мерефы). Из различных источников известно, что у Ивана Сирко был дом в Мерефе, мельница, много коней и скота. У него и его жены Софьи было две дочери и два сына. Хозяйство И.Сирко будет разграблено в 1675 г. в ходе очередного татарского набега. Старому атаману пришлось обращаться за помощью в Москву, к царскому правительству.
А пока, в 1665 г. новый харьковский полковник разбил под Балаклеей татарские отряды и отбил почти весь полон. За заслуги в деле охраны границ Российского государства получил царскую награду, которую ему вручили воеводы в Белгороде.
В 1667 г. совершил вместе с запорожцами опустошительный набег на Крым, разгромил войско крымского хана и заставил его бежать прятаться в горы.
Всего Иван Сирко организовал свыше пятидесяти пяти победоносных походов против татар, турок и поляков, что принесло ему заслуженную славу великого казацкого полководца. Признанием его заслуг является тот факт, что турецкий султан вынужден был издать фирман, призывающий мусульман молиться в мечетях о смерти Ивана Сирко.
В 1667 г. он выступил против условий Андрусовского перемирия между Речью Посполитой и Московским царством, в результате которого Украина впервые была разделена на две части: Правобережную и Левобережную. В марте 1668 г. И.Сирко поднял восстание в Харьковском полку, но казаки-харьковчане его не поддержали, лишили его полковничества и избрали другого полковника. Попытка И.Сирко взять Харьков была отбита и, не желая продолжать братоубийственный конфликт, он вновь ушел на Запорожскую Сечь.
В этот период он поддержал действия гетмана П.Дорошенко, но как только тот подписал договор с Турцией, превращающий Правобережную Украину в турецкого вассала, И.Сирко решительно выступил против него.
История сохранила горькие слова кошевого атамана: «Теперь у них четыре гетмана: Самойлович, Суховеенко, Ханенко и Дорошенко, а ни от кого из них ничего доброго нет. Сидят дома да за гетманство, за маетности, и за мельницы кровь христианскую проливают; лучше было бы Крым разорить да войну унять.»
Но гражданская война, получившая образное и жестокое название «Руина», только сильнее разгоралась в Украине. В 1672 г. в жизни кошевого атамана произошла трагедия. За связи со Степаном Разиным Иван Сирко был арестован полтавским полковником Ф.Жученко, выдан затем царскому правительству и сослан в Тобольск (Западная Сибирь).
В это время происходит усиление турецко-татарской агрессии, Речь Посполитая терпит очередное поражение, и польский король М.Вишневецкий обращается с просьбой к царю Алексею Михайловичу вернуть И.Сирко из ссылки. С такой же настоятельной просьбой к царю обратились и запорожские казаки. Царь уступает давлению и летом 1673 г., после принесения присяги на верность Москве, опальный кошевой атаман возвращается на Сечь.
Обладая огромный организационным и военным опытом, И.Сирко проводит серию успешных походов на Крым и турецкие крепости на побережье Черного моря (Перекоп, Очаков, Измаил).
Выдающуюся роль сыграл старый атаман и в отражении турецко-татарского нашествия на Украину в 1677-1678 гг. Эти события вошли в историю под названием первого и второго Чигиринских походов. В первом походе 120-тысячная турецко-татарская армия штурмовала столицу Украины г. Чигирин, но вынуждена была отступить, а во втором 200-тысячная армия все же смогла взять столицу Украины, но вынуждена была уйти назад, не имея сил удержать украинские территории. Страшным итогом этих двух нашествий стало превращение Правобережной Украины в безлюдную пустыню.
Благодаря своим военным талантам, огромной храбрости, беззаветной преданности украинскому народу, настойчивой борьбе против любых попыток ограничить суверенитет и права казачества, Иван Сирко завоевал среди запорожских казаков непререкаемый авторитет и великую славу. Авторитет прославленного полковника в Сечи был огромен. Поэтому неудивительно, что запорожские казаки двенадцать раз избирали его кошевым атаманом - с 1659 года по август 1680-го, то есть до самой смерти атамана. Он и после смерти продолжал побеждать врагов, помогая своим потомкам, поскольку завещал казакам после своей кончины отрезать у него правую руку и ходить с ней в походы. Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед эту руку со словами: "Душа и рука Сирка с нами!" Казаки верили: где рука - там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и поляки. Руку кошевого атамана захоронили только после разрушения Запорожской Сечи, и лишь потому, что никому, кроме казаков, помощи от него ждать не приходилось.
Умер великий казацкий полководец 1 августа 1680 г. на хуторе Грушевка (теперь это Токмаковский район Днепропетровской области). Схоронили его казаки 2 августа 1680 г. в селе Капуливцы.
Жизнь и дела Ивана Сирко навечно остались в памяти украинского народа. Ему было посвящено огромное количество казацких дум, народных песен, рассказов, легенд. Некий аноним на польском языке даже написал поэму «Короткое описание Сирковых деяний».
С именем Ивана Сирко связана легенда о написании знаменитого письма запорожских казаков турецкому султану. Именно его изобразил наш великий земляк И.Репин в своей знаменитой картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Многие писатели обращались в своих романах и повестях к образу великого кошевого атамана.