Чудеса Запорожского края

"Нигде душа не чувствует себя такой большой, как здесь, наедине с вечностью. Душа приходит сюда как ураган, а уходит как тишина."

 



Каталог Рунетных сайтов,
добавление сайта.

Каталог ссылок linki.net.ua

Казацкий флот

Первые походы славян через Черное море датируются II-IV веком н.э. У запорожцев широко использовались различные плавучие средства, предназначенные для морских и речных плаваний. Речные лодки (байдаки, дубы) применялись для ловли рыбы, в них помещалось до 10 человек. Имели они также легкие лодки из воловьей кожи. Многие черты судостроительной практики запорожцев имеют сходство с древнерусским судостроением времен Киевской Руси. По свидетельствам византийского императора Константина Багрянородного, основой судна была колода, выдолбленная из дерева. Очевидно, липовый моноксил запорожцы обшивали досками, как и донские казаки, с которыми запорожцы не раз ходили в походы. Судно из такой колоды весило 30 тонн.
Свои боевые корабли запорожцы-казаки назвали ласковым именем "чайка". Эти утлые суденышки не имели аналогов в судостроении западной европы. Благодаря своим удлиненным пропорциям, они были почти идеально приспособлены для ведения боевых действий как на реке, так и на море, уверенно чувствовали себя на мелководьях, в узких фарватерах и протоках. А их быстроходность была в свое время просто фантастической, коль всего за двое суток весельное судно с парусом в качестве вспомогательного оборудования пересекало черное море. 
Особенно ценными эти качества оказались во время непрекращающихся русско-турецких войн. И не случайно флот стал активно развиваться за счет создания днепровской гребной флотилии, необходимой для ведения боевых действий на черном море. А чайки запорожцев составили значительную часть военно-морских сил. Запорожцы не строили больших судов, а когда захватывали их у турок, то сжигали, так как по Днепру их было нельзя использовать из-за порогов. Суда эти имели 24 весла, были длиной 60 футов, шириной 11 футов и глубиной 3 фута. В каждую чайку помещалось от 50 до 70 человек, каждый имел саблю, два ружья, шесть фунтов пороху, пули, несколько ядер для фальконета (небольшой переносной пушки). В чайку грузились припасы: сухари, копченое мясо, вареное пшено, ячменная мука, из которой готовили «саламаху». Вопреки расхожему представлению, спиртных напитков казаки в походы не брали. Замеченного в нетрезвом виде сразу же выбрасывали за борт, так как
«трезвость считали необходимой при исполнении своих обязанностей». Походная одежда казаков: рубаха, двое шаровар, кафтан толстого сукна и шапка. Для морского похода запорожцы обряжались в самые старые вещи, но в мирное время они одевались очень богато и нарядно. Турки, наоборот, когда шли на войну, одевались пышно и украшали себя золотыми вещами и бриллиантами.
Маневренность казацких судов с эффективным и значительным для их размеров тяжелым вооружением — на носу и корме по две пушки, поворачивающиеся по вертикальным и горизонтальным осям, — была их главным козырем. “Чайки” с низкой посадкой, маневрируя и уклоняясь от залпов неповоротливых корабельных орудий, подплывали вплотную к боевой громадине противника. Первый залп делали шрапнелью из всех четырех пушек, при этом казаки в лодке пригибались: шрапнель из развернувшихся на корме фальконетов летела над их головами. Нанеся урон живой силе, они ядрами пробивали корабельные борта. Раненный, охваченный паникой вражеский корабль брали на абордаж. Захваченные суда этапировали в устье Днепра. Если пробоины оказывались смертельными, до потопления “турка” казаки успевали нагрузить свои суда добычей. Проигравшая не один морской бой сторона небезосновательно называла экипажи неуловимых “чаек” “злобными урус-шайтанами”. Конечно, случались и поражения. Если казак попадал в плен, его подвергали жестоким пыткам: подвешивали за ребро, сажали на кол, заливали рот кипящим маслом, уши — расплавленным оловом. К пленным казакам относились немилосердно, намного жестче, чем сейчас к пойманным террористам.
Информация о запорожских судах известна благодаря запискам французского инженера Гийома Боплана, в середине XVIII века посетившего Запорожскую Сечь. Он единственный, кто приводит ее чертежи, по которым и были изготовлены модели.
Были у запорожцев, хотя и редко, корабли 2- и 3-мачтовые, имевшие четыре каютных иллюминатора, двухъярусную рубку, на нижней палубе с каждого борта семь орудийных лацпортов, на верхней три лацпорта для пушек. Всего орудий с двух бортов 20. Экипаж 250 человек, 5...10 человек начальников. Такой корабль известен по изображению на знамени, подаренном Екатериной II запорожскому войску. В истории запорожских казаков известны случаи удалых набегов на неприятеля, когда казаки использовали под водой перевернутые челны, в воздушном пространстве которых у них были головы, а ногами они перемещались по дну, удерживая челн в подводном положении руками и с помощью балласта.У запорожцев была своя тактика морского боя. Она называлась «крутить веремию». Чайки подходили как можно ближе к турецкому судну, запорожцы давали залп из ружей и быстро исчезали в открытом море. Через какое-то время с другой стороны и третьей делали то же самое и так далее, пока не сбивали врага с толку, затем нападали со всех сторон и уничтожали.
Самые славные морские походы были осуществлены гетманом Петром Сагайдачным. В 1605 году он во главе запорожцев взял турецкую крепость Варну. На следующий год пошел в Крым и взял Феодосию. Брал Синоп, разрушил его. В походе на Трапезунд принимало участие до 300 "чаек" и 15000 запорожцев. Дойдя до самого Константинополя, казаки сожгли две константино-польские пристани.
В начале XVIII столетия в Приднепровье происходили драматические события, переросшие в 1735 году в первую русско-турецкую войну. В результате этой и двух последующих войн Украина, входившая в то время в состав Российской империи, получила до 1/3 нынешней своей территории и выход к Черному морю. Согласно архивным источникам, Днепровская флотилия, основанная в конце XVII века, в разгар войны (1736-1739 гг.) должна была обеспечить выход к Черному морю и овладеть турецкими крепостями вдоль его побережья. Корабли флотилии успешно действовали в боях за Очаков, осуществляли походы на Крым, но из-за влияния внешнеполитических факторов и неудачных в целом для России итогов войны, главных стратегических целей достичь не удалось. Несмотря на это Днепровскую флотилию можно рассматривать как прообраз будущего Черноморского флота.
В 1737 году судам, построенным на Брянской и Киевской верфях и направляющимся к Очакову, пришлось преодолевать Днепровские пороги. Для значительного числа кораблей это прохождение оказалось фатальным, потому командующий флотилией вице-адмирал Наум Сенявин принял решение о закладке верфи ниже порогов возле острова Хортица. Так на острове Хортица была основана верфь, названная запорожской, превратившаяся вскоре в мощную по тем временам военно-морскую базу.
Архивные источники свидетельствуют, что на верфи велось активное строительство кораблей казацкого типа, хорошо приспособленные к боевым действиям в лиманах и устье Днепра. По свидетельствам историков, на старом Днепре возле Хортицы, от острова Байды до балки Музычной, размещалась целая армада судов - около 400 галер, бригантин, плашкоутов, кончебасов, казацких морских лодок и речных дубов.
После взятия турецкой крепости очаков в 1737 г. Казаки вернулись зимовать на свои базы. Но с фронта была занесена чума, и многие корабли остались без экипажей. Брошенные на произвол судьбы, они разрушались льдами, тонули. Лишь за одну зиму, как свидетельствуют документы, ушло на дно около 40 судов. Позже, уже в середине xix века, историк дмитрий яворницкий поведал о том, что только в одном месте "в старом днепре найдено семнадцать длинных, хорошо сколоченных лодок".
Однако время пощадило казацкие корабли. Похороненные под мощным слоем ила и песка, они хорошо сохранились до наших дней. Это выяснилось в ходе подводных археологических исследований, которые регулярно проводятся возле хортицы в течение последних 30 лет.
О том, что на речном дне покоятся корабли времен русско-турецкой войны, впервые убедились гидроархеологи, возглавляемые Евгением Спиновым, более 20 лет назад. Тогда же и возникла идея поднять на поверхность хотя бы один из них. Однако о реализации задумки не могло быть и речи, поскольку ученые не имели средств для решения главной проблемы - последующей консервации находки. Иначе извлеченный на сушу корабль в считанные дни превратится в труху.
Казацкая ЧАЙКА

Уникальная казацкая чайка, поднятая со дна Днепра, стала первым отреставрированным экспонатом будущего музея истории судоходства на Хортице. Десять лет назад после весеннего паводка археолог Валерий Нефедов, выполняя плановое погружение возле Наумовой балки, на берегу острова Хортица обнаружил значительное изменение рельефа дна. В двадцати метрах от берега на десятиметровой глубине находился засыпанный песком хорошо сохранившийся корпус старинного судна - казацкой лодки ХVIII столетия. В лодке и рядом с ней археологи и водолазы нашли множество уникальных вещей казацкой эпохи - ядра, пули, пики, кремневые пистоли с клеймами "киев 1734", тульский мушкет со штыком, пуговицы, пряжки, люльки, кожаную обувь, детали такелажа, предметы быта.
На судне было 4 орудия. А команда состояла из 50-ти казаков. По данным историков, в начале 18-го века Днепровская флотилия насчитывала несколько сотен подобных кораблей, принимавших участие в русско-турецкой войне.
Максим Остапенко, директор национального заповедника"Хортица":
- Если говорить с исторической точки зрения, это финальный этап развития казацкого судостроения на Украине. Потому чтов конце 18-го века Запорожская Сечь была уничтожена, и казацкое судоходство, судостроение практически прекратило свое существование. Это корабль 1736-39-го годов. То есть, это практически последний этап уже морской истории запорожского казачества.
С этого момента и начался проект «Запорожская чайка».
На территории СНГ никогда не проводились операции поднятия старинных лодок, не было соответствующих методик и технических средств. Тогда свои услуги историкам предложили конструкторы и монтажники запорожского алюминиевого комбината (ЗАЛК). За короткое время они разработали и собрали специальный стапель с траверсой для подъема и удержания казацкой чайки. Чтобы успеть в срок, работали и в выходные сразу над несколькими вариантами конструкции. Важно было все рассчитать точно, дабы пролежавшее два с половиной века на дне судно, будучи выдернутым из грунта, не рассыпалось, как карточный домик. Отдельные трудности представляли поиск площадки для сбора стапеля на берегу и доставка его катером к месту подъема. В последние дни водолазы и подводные археологи работали порой по 11 часов, пробив под корпусом лежащего на дне судна несколько траншей, через которые провели эластичные ремни...
Торжественный подъем чайки состоялся 13 октября 1999 года -- накануне дня города и впервые отмечаемого Дня запорожского казачества. 7 ноября на специальном понтоне чайку на несколько часов выставили на набережной на всеобщее обозрение.
Чайку разместили на территории острова Хортица в специально построенном ангаре и приступили к ее реставрации и консервации. Правда, тогда она мало напоминало боевое судно. Корабль затонул в 1739 году и "Чайка" буквально рассыпалась. Специалистов по работе с мокрой археологической древесиной в Украине не было, их мало и во всем мире. Несколько поднятых на поверхность и отреставрированных старинных судов можно увидеть в некоторых музеях Европы. Поэтому пришлось нарабатывать собственный опыт. Процесс реставрации оказался очень сложным. Корабль пролежал больше ста лет в воде и на воздухе мог быстро превратиться в труху. Реконструировали "чайку" в несколько этапов. 8 лет с помощью специальной технологии спасали древесину. В итоге понадобилось 10 лет, чтобы корабль мог приобрести первоначальный облик.
Валерий Нефедов, все эти годы занимающийся спасением "чайки", с гордостью говорит - 90 процентов деталей - оригинальные.
Дмитрий Кобалия, заведующий отделом археологии и охраны памятников Национального заповедника "Хортица":
- У специалистов не было достаточных знаний и опыта, и вообще знаний непосредственно предмета. То есть, откуда какая деталь. Как она собиралась. Все это клеилось, собиралось, фактически это такой пазл из 1000 предметов, который собиался, склеивался вручную.
Ко дню открытия музея судоходства в начале 2009 года это было практически полностью отреставрированное уникальное судно. Если сохранность поднятой на сушу чайки можно было оценить в 45 процентов, то сейчас ее первозданный вид воспроизведен на 60 процентов. Практически полностью восстановлена носовая часть, отличающаяся более темным цветом древесины. Правый борт решили не трогать, чтобы максимально сохранить первозданный вид судна и дать возможность увидеть его изнутри.
- В Европе до сих пор подобных находок не было, - говорит Дмитрий Кобалия. - Уникальна чайка и тем, что сочетает традиции европейского галерного судостроительства с особенностями казацких лодок. Судно рассчитано на то, чтобы проходить днепровские пороги с минимальной осадкой и в то же время перевозить груз, команду, боевой состав армии. Длина судна 17,5 метра, высота - 3,5 метра, на его вооружении было 4 пушки-фальконета, экипаж достигал 50 человек.
Следующий экспонат будущего музея судоходства – бригантина, в поднятии которой принимал участие известный музыкант Андрей Макаревич летом 2007 года. Наша бригантина единственная уцелевшая из двадцати таких судов Днепровской гребной флотилии. Строительством кораблей занимались казаки-умельцы Запорожской Сечи. В флотилию также входили дубель-шлюпки, галеры, казацкие ладьи, но конструкция усовершенствованной запорожской бригантины, созданной по образцу голландской, считается наиболее интересной. Она отличалась маневренностью, хорошо управлялась, могла заходить в небольшие бухты и вести бой в стесненных условиях. Наша бригантина участвовала в Очаковской битве русско-турецкой войны. Ученые предполагают, что судно потерпело крушение во время зимовки или паводка, когда людей на борту не было.
В музее планируют также выставить кормовую часть так называемого запорожского дуба, поднятую со дна в 2009 году. Кроме этого в музее будет представлено множество уникальных вещей казацкой эпохи, обнаруженных на днепровском дне: ядра, пули, пики, кремниевые пистоли, пуговицы, пряжки, люльки, предметы быта.
Стоит отметить, что проект "Запорожская чайка" стал возможным благодаря поддержке многих спонсоров. Трудно сказать, как сложилась бы судьба чайки, если бы не их помощь. Это не просто благотворительность -- таким образом формируются национальная культура, самосознание, национальная идея. Запорожье может претендовать на право быть истоком в построении государственности. Смысл в том, чтобы возродить чайку не только как символ казачества, но и как символ государственности украинского народа.

Запорожская БРИГАНТИНА

Бригантина – палубное одномачтовое парусно-гребное судно периода русско-турецкой войны 1735-1739 гг. Построено на Брянской (Запорожской?) верфи в 1738 году.
При длине около 20 метров судно имело артиллерийское вооружение и предназначалось для ведения боевых действий на Черном море. Конструкция и теоретические чертежи бригантины разрабатывались в 1710 г. при непосредственном участии Петра І. На данный момент корабль представляет собою единственный памятник судостроения петровской эпохи, доступный для полного изучения и реставрации. Парусно-гребные бригантины «русского манира» разработаны талантливым галерным мастером Петром Меншиковым. Новые бригантины были попыткой синтеза европейской судостроительной школы и опыта русских корабелов времен Северной войны.
Уникальность данного судна заключается в том, что подобных памятников на территории Европы на сегодняшний день не выявлено. Сохранность корпуса составляет около 70%, что делает его весьма перспективным для дальнейшей реставрации и музеефикации.
В 2004 году запорожской Экспедицией Подводных Археологических Работ был реализован один из самых масштабных на всем постсоветском пространстве гидроархеологический проект, получивший название «Запорожская бригантина».

После поднятия "Чайки" подводные археологи продолжали исследовать дно. Весной 1999 года, когда в результате сброса воды с плотины был смыт участок хортицкого берега, и были обнаружены останки еще одного, более крупного судна. Дно реки оказалось буквально заваленным остатками корабельных частей – досками обшивки, ступеньками корабельной лестницы, кормовыми шпангоутами. В мутной от взвеси воде особо выделялись контуры четырехметрового пера руля с железными кольцами и обрывками канатов. А далее археологи буквально уперлись масками в перевернутый корпус носившего этот руль судна. Оно лежало на левом борту на глубине до 12 метров и напоминало вынесенного на берег огромного кита — бимсы и шпангоуты торчали из песка, словно ребра исполина. Судно лишилось 40% своего корпуса, но зато то, что осталось было в восхитительном состоянии. Часть корпуса находилась под 5 метровым слоем песка.
Произведя обмеры судна и сопоставив их с архивными чертежами петровских времен, археологи пришли к выводу, что это — бригантина — одно из крупнейших судов Днепровской флотилии. Исследования в течение последующих лет показали, что судно после его "расконсервации", активно разрушается под воздействием внешних факторов.
Решено было спасать реликвию.
Как раз, в тех краях оказался известный не только музыкант, но и дайвер — Андрей Макаревич. Он заинтересовался находкой и в июле 2003 года, пригласив съемочную группу ОРТ, снял фильм об этом уникальном корабле. Погрузившись на реликвию и прикоснувшись к ней, он был поражен значимостью находки и в тоже время огорчен мыслью, что ее можно очень скоро потерять.
В этом же году была создана общественная организация "Запорожская Бригантина", президентом которой единогласно был выбран Макаревич. Именно благодаря его усилиям и были найдены необходимые для проекта поднятия и сохранения судна деньги.
Этот проект был крупнейшей подводно-археологической экспедицией в истории Украины. Научными руководителями проекта стали Валерий Нефедов, Максим Остапенко и Дмитрий Кабалия. Всего же над осуществлением проекта работало около двадцати аквалангистов и археологов. Экспедиция получили в распоряжение плавкран и катер и, закупив новое снаряжение и оборудование, приступила к работе.
Работы начались в феврале 2004. Отличная зимняя видимость до 10-15 метров позволила произвести необходимые съемки общих планов судна, произвести его дополнительные обмеры, а также позволила изучить характер грунта и рельеф дна. На дне были выставлены реперы-ориентиры, по которым затем выставлялись поисковые квадраты и привязывались находки.Только затем начались работы по вымыванию и откачке грунта гидроэжектором. В общей сложности было "перелопачено" 600 кв.м дна и совершено около 1,5 тыс. погружений. В исследованиях участвовали 20 археологов-аквалангистов, которые более 1,5 тыс. раз погружались под воду. Бригантину удалось поднять и транспортировать к месту консервации.
Найдено большое число как предметов поры бригантины, так и других эпох.
К наиболее интересным сопутствующим находкам можно отнести костяной крючок для рыбной ловли, размером с пол ладони, а также молот уникальной сохранности, выполненный из оленьего рога и с отлично сохранившимся деревянным древком. И все это имело возраст несколько тысяч лет.
Среди находок относящихся к бригантине: три якоря, орудийные правила, фузея, палаш, штыки различных образцов, наконечники копий, ядра различных диаметров, картечь, пули, монеты, различные предметы и элементы снаряжения и вооружения, а также множество бытовых предметов и предметов корабельной оснастки и такелажа. Некоторые виды оружия, найденного в Днепре, не сохранились ни в одном музее постсоветского пространства. Среди интересных находок — российская монета той поры, перечеканенная сверху другим номиналом, а также найденная личная печать с изображением лучника.
БАЙДАК

Это судно вынесло на берег Десны в мае 2010 года со стороны Киевской области. Нашли лодку местные жители. Около шести месяцев байдак просто лежал один-одинешенек на суше, под охраной своих первооткрывателей. Запорожские археологи решили, что такая находка, которую тем более природа отдала сама, упустить нельзя.
- Судно в отличном состоянии. Что самое порази­тельное – когда мы его столкнули в воду, чтобы переправить к месту погрузки на трейлер, лодка поплыла! Байдак сравнительно молодой, его построили приблизительно в самом начале XX века. Ценность его больше этнографическая, чем археологическая. Так как строили его по чертежам прошлых веков, - рассказал Дмитрий Кобалия. - Еще в 30-х годах прошлого века на байдаках люди перевозили сено и использовали в качестве пассажирских паромов.
Байдак – это традиционный украинский тип грузового судна, прообраз баржи. Он был разных размеров от 14 до 30 метров.
Лодка-однодревка и дощаник
Эти экспонаты XX века археологам также удалось раздобыть на Десне. Но нырять и доставать лодки со дна реки запорожским историкам не пришлось. Суда археологам любезно подарили местные жители. Лодки у людей стояли бесхозные, поэтому их с радостью вручили историкам.
Лодка-однодревка и дощаник – это деревянные речные легкие суда небольшого размера. Довольно быстроходные. Кстати, довольно долго они активно использовались днепровскими рыбаками.
Любой музей может позавидовать находкам, которые подняли со дна Днепра запорожские археологи. По словам археологов, во многих странах мира на поднятие и реставрацию древних лодок тратятся миллионы долларов. У нас же гроши, из-за чего многие суда просто не доживают до поднятия.
Goon Каталог сайтов
Создать бесплатный сайт с uCoz